Из данных на 2022 год следует, что в России проживает 83 млн. человек трудоспособного возраста (16-59 лет для мужчин и 16-54 лет для женщин).
При этом, в апреле текущего года ВЦИОМ зафиксировал, что 64,4млн. человек имеет хотя бы один кредитный продукт. Из их числа, по данным ЦБ предыдущих лет, 1/3 заемщиков имеет предельную долговую нагрузку (ПДН). То есть платит за кредиты 80% своего дохода.
Данные по регионам разнятся. Так, например, по данным Проекта "За права заемщиков" Народного Фронта России потребители банковских услуг в Туве платят по долгам 115% !!! от своего дохода, а в Москве 55%. И доля заемщиков с ПДН продолжает расти.
Динамика следующая: среди всех обладателей кредитов в 2019 году было выдано с ПДН 10, 54% от всего объема. А в декабре 2022 году их доля составила уже 36%.
Вышеуказанные цифры означают, что более 21 млн. человек выключены из экономики и живут за чертой бедности.
Они не покупают фрукты детям (значит не поддерживают фермеров),
не ездят в отпуск,
не покупают одежду и т.д.
А банки, в свою очередь, получив 80% доходов домохозяйств, благополучно направляют их на валютные спекуляции и выводят за рубеж.
Читателю может показаться, что от него вся эта статистика слишком далеко. И перечитывать абзац для уяснения цифр неохота.
Чтобы приблизить ситуацию, дам статистику из Сбербанка, которую его сотрудники продемонстрировали в декабре прошлого года на круглом столе «Кредитная игла. Инструкция по применению».
Согласно их статистикам, средний проблемный кредит «живет» до первой просрочки -14 месяцев. Потом еще 8 месяцев оплачивается с задержкой и звонками коллекторов, после чего попадает в «красную зону» до передачи в суд. Следом наступает период взыскания в исполнительном производстве через ФССП.
Так как в законе о банковской деятельности указано, что основная цель банка – извлечение прибыли, то это значит банк должен успеть заработать на кредите за эти 22 месяца (!!!) жизни кредита. А остальные риски разбросать среди потребителей новых кредитных продуктов. Отсюда и высокие процентные ставки.
Читателю по-прежнему может показаться, что это все равно его не касается, потому что он всеми силами будет стараться не доводить дело до проблемы. И это нормальная жизненная позиция – верить в лучшее.
Проиллюстрируем тенденцию потребительского кредитования на 3-х стадиях.
Выявить на какой стадии кредит не сложно.
Просто задайте себе или своим близким вопрос:
Стадия 1: Когда последний раз Вы ездили в отпуск без привлечения заемных средств и кредитных карт?
Стадия 2: Как давно Вы покупали домашнюю технику (компьютер, телефон, стиральную машину) без привлечения заемных средств и кредитных карт?
Стадия 3: С какого момента Вы стали применять кредитную карту для оплаты продуктов питания?
Если вы на этапе «ноль», то есть живете без кредитов – я вас поздравляю!
Если вы уже ступили на стадию №1 или дальше, ваш путь предрешен и Сбербанк его просчитал (см. статистики выше).
И вопрос спасения связан только с тем, когда потребитель осознает, что механизмы долгового рынка- это не отдаленные статистики, а рельсы, по которым он (потребитель) едет.
Но мы рассмотрели только один ракурс – взгляд со стороны потребителя, статистического домохозяйства.
А вот ракурс второй.
Производитель и предприниматель вынуждены толкаться локтями и наперебой себя рекламировать вокруг всего лишь 10% трудоспособного населения страны, которые способны тратить деньги на свои нужды и не втянуты в кредитную кабалу, откровенно описанную Сбером.
Напомню, что доля платежеспособного рынка потребителей продолжает сужаться. Откуда же в стране появится стабильный экономический рост при таком «внимательном» обслуживании домохозяйств коммерческими банками? Вообще такая «внимательность» похожа на продуманную диверсию против народа России.
Но есть ли выход?!
Давайте мечтательно предположим, что хотя бы половина из 64,4 млн. человек, имеющих кредиты, резко избавиться от кредитов и перестанет платить в банки. Тогда эти деньги просто останутся в карманах трудящихся и хлынут в экономику регионов, в реальный сектор в предприятия малого и среднего бизнеса.
Представляете какой будет экономический рост региона при таком естественном финансировании местных предприятий- производителей товаров и услуг.
Значит первейшая задача на данном этапе – придумать механизмы, которые позволят высвободить доходы домохозяйств от чрезмерной кредитной нагрузки и вернуть их в экономику страны в качестве активных покупателей. При этом важно не разрушить банковский сектор, а просто заменить недополученные платежи по кредитам другими профильными активами.
Я не на что не намекаю, но дальше рекомендую прочесть раздел в верхнем меню сайта, который называется «Цель программы».
А если хочется посмотреть еще и смежные статистики с результатами банкротств и статистиками ФССП, то смотрите фрагмент эфира, который проходил в июне 2023 года для пайщиков ПО НПО.
Ну и для новых знакомых напомню, что оставаться в курсе новостей легче
подписавшись на канал в ТЕЛЕГРАММ
и канал ЮТЮБ