Как сообщают «Известия», по заявлению Центробанка, в связи с тем, что в стране происходит экономический кризис, число граждан, обращающихся за получением микрозаймов увеличилось практически на треть.
Основными потребителями данного финансового продукта являются люди, которые в свете своего экономического состояния не могут получить займы в обычном банке. После взятия подобного займа зачастую они не могут рассчитаться по процентам.
И даже не смотря на тот факт, что количество действующих МФО за прошлый год сократилось на 12%, количество выданных займов увеличилось на 11 миллионов единиц. Суммы займов также увеличились в среднем на 6 процентов. Чаще всего (45%) – берут займы «До зарплаты», а вот предприниматель микро-займы стали брать на 23,1% меньше.
Мнения экспертов
Алексей Ярчевский, руководитель департамента по работе с физическими лицами Национального потребительского общества
Рынок микрокредитования в 2016 году продолжит расти, даже не смотря на сокращение игроков. Банковский сектор способствует росту микрофинансов за счет малой доступности и ужесточения требований в отношении заемщиков. Например, если до кризиса наличие 3-4 кредитов являлось фактом, подтверждающим способность заемщика справляться с выплатами, то на сегодняшний день банки рассматривают наличие больше 4-5 кредитных продуктов уже как кризисную ситуацию.
Также росту микрокредитования сейчас явно способствует устремление микрофинансовых организаций, имеющих финансовый ресурс, на территорию Крыма. Это молодая территория с неразвитой банковской инфраструктурой, что вызывает конкуренцию среди микрофинансовых организаций, они стремятся опередить друг друга и занять как можно большую территорию. Этот фактор, безусловно, скажется на статистике роста рынка микрокредитования.
Кроме того, микрофинансовые организации отработали у себя систему, как окупить свои затраты. Все больше организаций используют залоговую часть, выдавая микрозаймы. Как показывает практика, малый бизнес охотно идет именно на микрозаймы, потому что в сфере, например, розничной и оптово-розничной торговли, кассовый разрыв в 15-30-45 дней – это приемлемое условие, когда за счет получаемой прибыли они способны погасить все издержки, включая высокие ставки по кредитам (даже по 2-2,5% в день). В силу этого уверенные предприниматели охотно продолжают пользоваться услугами микрофинансов, тем более, что уже существуют устоявшиеся алгоритмы по обеспечительной мере.
Борис Батин, генеральный директор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan
Несмотря на давление макроэкономических факторов рынок МФО показал большие темпы роста, чем сектор банковского розничного кредитования. В ближайшие 2-3 года рынок микрофинансирования будет показывать ежегодный рост 15-20%. Драйвером роста уже выступают компании онлайн-кредитования, рыночная доля которых выросла за год с 3% до 10%.
Потребность россиян в краткосрочных займах гораздо выше предложения, существующего на кредитном рынке. Поэтому потенциал роста продолжит реализовываться в ближайшие годы. Это естественный прирост как в финансовых объемах выдаваемых займов, так и в кредитном портфеле компаний. Рост количества выдаваемых займов превышает рост объемов кредитования. Это говорит о том, что МФО стали лучше оценивать платежеспособность заемщиков: экономическая ситуация ухудшилась, стоимость кредитного риска увеличилась, поэтому рынок снизил среднюю сумму займа.
Доля займов юрлицам в совокупном рыночном портфеле будет снижаться, поскольку сегодня не существует фундаментальных причин роста сегмента кредитования МСБ. Т.е. в стране крайне мало как самого малого и среднего бизнеса, так и модели оценки рисков, бизнес-процессы, кредитные продукты в компаниях, кредитующих МСБ архаичны и не отвечают потребностям бизнеса.
Источник: https://iz.ru/news/613287